Обзор подготовлен

версия для печати
Местное самоуправление: лидеры и аутсайдеры информатизации

Местное самоуправление: лидеры и аутсайдеры информатизации

Вопросам внедрения ИКТ в деятельность органов местного самоуправления в последние годы придается большое значение. В то же время, на сегодняшний день уровень информатизации местных органов власти является недостаточным.

В последние годы в результате реализации административной реформы были значительно расширены права органов местного самоуправления. Вместе с тем, возрос и круг их обязанностей, повысился уровень ответственности за решение социальных вопросов в своих поселениях. В новых условиях назрела необходимость пересмотра подходов к организации работы местных органов власти.

На сегодняшний день стало ясно, что повышение уровня обслуживания граждан невозможно без внедрения ИКТ в деятельность не только федеральных, но и местных органов власти. "Сегодня первостепенное значение приобретают "электронные регламенты", повышающие информационную открытость органов власти всех уровней, создается система обратной связи с населением, внедряются новые стандарты государственных услуг и механизмы их предоставления, в том числе удаленного, основанные на информационно-коммуникативных технологиях",—отмечает Валерий Бакушев, директор Института дистанционного обучения Российской академии государственной службы (ИДО РАГС) при Президенте РФ. Именно поэтому создание "электронного муниципалитета" является одной из насущных задач.

Муниципалитеты внедряют ИТ

До недавнего времени исследований уровня информатизации муниципальных образований практически не проводилось. В мае-июне 2008 года специалистами ИДО РАГС было проведено анкетирование органов местного самоуправления с целью оценки уровня внедрения ИКТ в муниципальных образованиях.

По мнению представителей муниципалитетов, на сегодняшний день уровень внедрения информационных и коммуникационных технологий в деятельность аппарата муниципальных образований в подавляющем большинстве случаев оценивается как "средний". Такой ответ дали представители почти трех четвертей из опрошенных муниципальных образований. В то же время, около половины респондентов (45%) считает, что уровень информатизации территории муниципалитета заслуживает оценки "ниже среднего". Это говорит о том, что уровень доступности информационных сервисов для населения пока еще крайне низок, несмотря на то, что многие муниципальные образования уже прошли первоначальный этап оснащения административного аппарата средствами ИКТ – эти средства в основном используются для оптимизации работы аппарата муниципалитета. Стоит отметить, что фактический уровень информатизации муниципальных образований может отличаться от собственных оценок представителей муниципалитетов.

Оценка уровня развития и применения ИКТ

Источник: ИДО РАГС, 2008

Что касается предоставления государственных услуг населению, то здесь дела обстоят следующим образом. Первым шагом на пути организации взаимодействия населения с органами власти является создание собственного представительства в интернете. По данным муниципалитетов, собственные интернет-сайты имеют 90% опрошенных органов власти. Эти сайты создаются либо в процессе информатизации вышестоящего ОГВ (например, в Татарстане создан единый портал муниципальных образований, где каждый муниципальный район имеет свой сайт, унифицированный по форме и содержанию), либо по инициативе самих органов местного самоуправления (примером могут являться некоторые сайты муниципальных образований Москвы).

Стоит отметить, что уровень интерактивности муниципальных сайтов (как, впрочем, и большинства федеральных) оставляет желать лучшего. В основном, на таких ресурсах представлены общая информация о муниципальном образовании (72%), контактные данные и график работы аппарата (63%), сведения о руководителях подразделений (70%). Чуть реже встречается информация о муниципальных программах или стратегиях (61%) и сведения о тендерах и конкурсах (60%). В то же время такие важные информационные блоки, как сведения об исполнении бюджета или сведения по работе с обращениями граждан размещают только около трети опрошенных муниципалитетов.

По данным опроса, наиболее распространённым электронным сервисом, предоставляемым гражданам и юридическим лицам в опрошенных муниципалитетах, является обмен документами с налоговыми органами. Стоит заметить, что особой заслуги муниципалитетов в этом нет, поскольку данный сервис предоставляется по инициативе и на базе инфраструктуры налогового ведомства. Вторую и третью позицию по популярности занимают "Информация о порядке оказания муниципальных услуг" и "Бланки, формы, квитанции". Около трети муниципалитетов уже предоставляют данную услугу и примерно такое же количество органов местного самоуправления разрабатывают данные сервисы.

Лидеры муниципальной информатизации

№ пп Город (регион) Нормативная база Основные достижения
1 Петрозаводск
(Республика Карелия)
Городская целевая программа "Электронный Петрозаводск" (реализуется с 2003 года, принимается ежегодно с учетом выполненных задач) Созданы:
городские информационные тематические порталы администрации Петрозаводска: молодежный, инвестиционный, образовательный, культурный, социальных служб, объединенные в единую информационную сеть;
сеть центров удаленного доступа;
автоматизированные системы управления образованием, делопроизводства, баз данных, муниципальных закупок, поликлиник, социальной защиты и др;
единая дежурно-диспетчерская городская служба.
2 Екатеринбург
(Свердловская область)
Городская целевая программа "Электронный Екатеринбург" на 2002-2010 годы Созданы:
единый городской информационный портал;
комплекс формируемых для последующей интеграции автоматизированных информационных систем (20 АИС), в том числе "Единая дежурно-диспетчерская служба", "Транспорт", "Управление ЖКХ", "Образование", "Здравоохранение", "Социальная защита", "Торговля", "Экология", "Муниципальный регистр населения", "Документооборот", "Муниципальное имущество", "Бюджет и финансы" и т.п.
3 Димитровград
(Ульяновская область)
Концепция информатизации Ульяновской области "Электронный Ульяновск" на 2004-2008 годы Проведен персонифицированный учет населения (база данных жителей города).

Созданы:
сети, объединяющие базы данных расчетно-кассовых центров ЖКХ, органов ЗАГС, медицинского страхования, здравоохранения, соцзащиты населения, паспортных столов и паспортно-визовых служб, подразделений КУГИ, БТИ, пенсионного фонда, жилищного фонда;
система приема коммунальных платежей;
служба "Единого социального окна".

Реализуются проекты для жителей:
дистанционного образования "Телеобучение";
дистанционной медицины "Телемедицина".
Организованы точки общего доступа к сети для обращений к муниципальным службам за услугами и справками с возможностью проследить прохождения обращения по ведомствам и ответственным госслужащим.
4 Саратов
(Саратовская область)
Программа "Электронный Саратов" (на 2005-2009 годы) Созданы:
информационный портал органов власти города;
базы данных РКЦ ЖКХ, паспортного стола, ЗАГС, органов соцзащиты населения, медицинских учреждений, жилищного фонда;
система приема коммунальных платежей.
5 "Новороссийск
(Краснодарский край)"
Муниципальная программа "Электронный город" ("Электронный Новороссийск") Созданы:
система приема коммунальных платежей;
информационный портал, объединяющий сайты по различным направлениям – исполнительной, законодательной, муниципальных властей, бизнес-сообщества, сайт "Новороссийск без бюрократии" и т.д;
виртуальная приемная представителей исполнительной и законодательной властей;
реестр жителей города;
единая сеть баз данных РКЦ ЖКХ, паспортного стола, ЗАГС, органов соцзащиты населения, медицинских учреждений, жилищного фонда, фонда имущества, земельного комитета.
6 Томск
(Томская область)
Проект "Электронный муниципалитет" Созданы:
единая информационная система, включающая регистр населения, льготы и субсидии, муниципальное казначейство, муниципальный заказ, имущественный кадастр;
система управления жизнеобеспечением;
документационное обеспечение управления;
интернет-портал;
специализированные локализованные и межведомственные системы;
общемуниципальные системы документационного обеспечения управления;
системы документационного обеспечения управления при взаимодействии в региональном, межрегиональном и федеральном информационном пространстве;
сеть "электронных киосков" с доступом к оперативной информации мэрии и департаментов, в том числе, с возможностью проследить прохождение обращений граждан.
7 Зеленоград
(Москва)
Концепция управления территорией, повышения качества жизни населения, улучшения деловой среды с использованием информационно—коммуникационных технологий на транспорте, в жилищном хозяйстве, здравоохранении, охране правопорядка и других сферах городского хозяйства Реализованы:
проект организации предоставления услуг в режиме "одного окна";
проект "Мобильный округ".
8 Казань
(Республика Татарстан)
Концепция информатизации столицы Татарстана "Электронная Казань" (реализуется в рамках республиканской программы "Электронный Татарстан") Реализованы:
система электронного документооборота;
проект в сфере автоматизации деятельности медицинских учреждений;
проект создания муниципальной информационной системы.
9 Смоленск
(Смоленская область)
Городская программа информатизации Созданы:
система приема коммунальных платежей;
муниципальные геоинформационные системы "Справка", "Благоустройство", "Реклама", "Архитектура", "Экология", "Эколого-геологическая обстановка" и др;
автоматизированные системы—управления городским транспортом и городским хозяйством, учета населения, "Газораспределительная сеть города Смоленска";
базы данных торговых точек и рекламных мест, жилых помещений и строящихся жилых объектов, памятников культуры и архитектуры, учреждений здравоохранения и образования, судебных дел правового управления, нуждающихся в улучшении жилищных условий и т.п.;
многофункциональный информационный портал.
10 Рязань
(Рязанская область)
Муниципальная целевая программа "Формирование информационного пространства города на 2006-2008" Созданы:
АИС "Аренда муниципальных земель", "Муниципальный заказ";
ГИС муниципального земельного кадастра;
интернет-сайт администрации.
11 Тольятти
(Самарская область)"
"Программа создания и развития информационных систем в городе Тольятти на 2004-2008" Создана единая информационная система, включающая:
единый информационный портал органов власти;
виртуальную приемную;
информационную систему "Народонаселение" (регистр населения);
базы данных "Социальный регистр", "Человек", "Сводный регистр льготников";
справочники социальных категорий и категорий граждан, имеющих право на льготы по оплате ЖКУ;
муниципальный заказ;
электронный документооборот с использованием ЭЦП.

Действующие и внедряемые проекты:
"Система автоматизированных паспортных столов";
"Возмещение льгот";
"Система учёта информации о недееспособных гражданах";
"Бесплатное питание в образовательных учреждениях";
"Единое социальное окно"."
12 Новосибирск
(Новосибирская область)"
Городская целевая программа "Электронный Новосибирск 2008-2010 годы" Созданы:
единая муниципальная информационная сеть;
26 городских АИС, в том числе "Кадры", "Референдум", "Учет трудовых договоров", "Учет телефонизации инвалидов и участников Великой Отечественной войны", "Льготник" и др.;
единый информационный массив данных по жилищно-коммунальному управлению (ЖКУ), доступный всем участникам жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), собранный с помощью современных технологий хранения и обработки информации;
единая городская система сбора платежей "Город", включающая сеть пунктов оплаты и получения информации (кассы, информационные киоски, банкоматы, web-сайт, мобильные телефоны);
сеть центров общественного доступа к муниципальным информационным ресурсам.

Реализован проект "Социальная транспортная карта". Электронными социальными проездными пользуются более 196 тысяч горожан."
13 "Нижневартовск
(Ханты-Мансийский автономный округ, Тюменская область)"
Городская целевая программа "Электронный Нижневартовск (2007-2008 годы)", реализуется в рамках окружной целевой программы "Электронная Югра". "Внедрена система электронного документооборота исполнительных органов государственной власти.

Созданы:
сеть специализированных информационных порталов;
АИС "Государственный заказ" и "Образовательный информационный портал".

Реализуется проект "Социально-платежная карта "Югра"" (лауреат CNews AWARDS 2007 http://awards.cnews.ru/2007/index.shtml#1), которая объединяет социальные и банковские функции, а так же возможность производить коммунальные платежи и получать скидки в магазинах. Карта так же выполняет функции полиса медицинского страхования."
14 Новый Уренгой
(Ямало-Ненецкий автономный округ, Тюменская область)
Проект "Электронный город Новый Уренгой" Созданы:
общегородская сеть передачи данных, к которой подключены администрация, УВД, ЛОВД, ГУС, ПВС, учреждения здравоохранения и образования, ЗАГС и др.;
официальный сайт;
единая сеть баз данных.

Реализован проект электронного документооборота.

Осуществляется непрерывный контролинг социально-экономической ситуации и мониторинг (в том числе и природного газа).

Источник: CNews Analytics, 2008

В последнее время на местном уровне набирает обороты процесс создания многофункциональных центров предоставления государственных услуг (МФЦ), действующих по принципу "одного окна". На сегодняшний день такие центры уже созданы или создаются на территории лишь 18% муниципальных образований. Однако, две трети (67%) опрошенных планируют его внедрение в будущем. Среди основных причин задержек создания МФЦ 29% называют неопределенность в порядке финансирования создания, а 17% планируют начать создание центров только после "решения вопросов кадрового обеспечения".

Планы на будущее

По мнению участников опроса на муниципальном уровне наиболее востребованным на сегодняшний день является внедрение ИКТ в деятельность аппарата (87%), кроме того, информационные технологии остро ждут в школах (57%) и сфере ЖКХ (44%).

Степень востребованности ИКТ

Источник: ИДО РАГС, 2008

Что касается дальнейшего развития системы электронных государственных и муниципальных услуг, то в качестве приоритетных представители местного самоуправления выделили такие направления, как оптимизация административных процессов и сопряжение информационных систем. Примечательно, что в числе наименее приоритетных попали вопросы создания инфраструктуры удостоверения "цифровой подписи", в то время как за рубежом ЭЦП является наиболее распространённым инструментом обеспечения юридической значимости электронного документооборота.

Леонид Кузьмин/CNews,
статья подготовлена по материалам, любезно предоставленным ИДО РАГС

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS